вторник, 17 сентября 2019 г.


Краткий политологический анализ ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002

Одна из актуальнейших дискуссий, идущих сегодня в российском обществе, затрагивает проблему российского колониализма, рассмотрения России в качестве страны-колонии. По разные стороны баррикад в данной дискуссии столкнулись учёные политологи, философы, историки, социологи, юристы, международники и другие специалисты. Проблема колониализма разделила также простых граждан на тех, кто свято верит в реализованность на территории страны, так называемого государственного суверенитета, и тех, кто считает, что Россия представляет собой колонию «цивилизованных стран». Причём, вторых на удивление оказалось несравнимо больше первых, что наглядно демонстрируют результаты опроса в социальной сети «Одноклассники».


Цель статьи состоит в том, чтобы проанализировав ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», сделать шаг в ответе на вопрос: «Является ли Россия колонией?». Противоречия и алогизм законодательной нормы, выявленные в процессе анализа 86-ФЗ, будут рассмотрены, как минимум, в качестве индикатора, свидетельствующего о том, что в российском королевстве не так всё радужно как представляется.
Итак, в соответствии со статьёй 1, ЦБ РФ является самостоятельной, независимой от государственных органов структурой: «Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; осуществляет полномочия, «предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления». Конечно, данная норма излишне декларативна, так как, например, федеральные нормативные акты, уже представляют собой волю государствообразующих элит, закреплённую либо в Конституции, либо в других законодательных актах. Иными словами Банк России, как и любая действующая на территории страны структура (организация), уже не самостоятелен и руководствуясь законами, руководствуется интересами элит.
В соответствии со статьёй 2, уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, то есть собственностью федеральной государствообразующей элиты, а сотрудники Банка России ими только пользуются с целью достижения поставленных перед ними целью и задачами. Вместе с тем, абзаца 2 данной статьи, существенно расширяет «пользование» собственностью федеральной государствообразующей элиты «владением» и «распоряжением», ограничивая «изъятие»: «В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России», при этом изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Представьте, вы отдали в пользование своему соседу электрочайник, а он начал им не только свободно распоряжаться, но и вам заявил, что вернёт его вам только когда сам решит, или пока вы не подготовите соответствующий акт (а подготовка и принятие федерального закона может занимать от нескольких недель до нескольких лет). Возможно ли такое в вашем случае? А почему это возможно в случае с Банком России? Это первая «неувязочка», ограничивающая интересы государствообразующей элиты, интересами нанятых ею менеджеров Банка России. Конечно, в данном случае можно сослаться на то, что не нужно мешать профессионалам качественно делать работу, только вот профессионалы делают работу, от которой напрямую зависит жизнеспособность общества.
Абзац 3 статьи 2 гласит, что «Банк России осуществляет свои расходы за счёт собственных доходов», то есть банк России вполне можно именовать коммерческой структурой, созданной для получения прибыли. Хотя в этой же статье прямо указывается на то, что «получение прибыли не является целью деятельности Банка России». Странно как-то получается, нелогично, то есть кушать вы имеете право, а вот зарабатывать на еду - нет! Ну да ладно, возможно получение прибыли это не цель, а просто одна из задач Банка.
Гипотетически Банк России должен быть заинтересован в увеличении своих доходов, но у медали есть и другая, связанная с эффективностью выполняемых задач и взаимодействием со внестрановыми игроками. Как в первом, так и втором случае действует одно правило: «Если где-то убыло, то где-то прибыло». В первом случае, убывать должно либо у граждан России, либо у граждан других стран. Но элиты других стран вряд ли позволят вывозить с их стран капиталы, если, конечно, не вступят с российскими банкирами в сговор. Но почему бы так не поступить и российским банкирам, как известно, владеющими имуществом за рубежом и капиталами в иностранных банках?

Согласно экспертам, ЦБ потерял $ 9,5 млрд. 
на валютных операциях за последние два года


Если сотрудники ЦБ РФ существуют за счёт собственных доходов и даже более того, должны передавать большую часть из них государству в соответствии со статьёй 26: «После утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 75 процентов фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения.
Изменение размера и порядка перечисления Банком России прибыли в федеральный бюджет осуществляется отдельным федеральным законом, в который не могут быть включены иные нормы, изменяющие (приостанавливающие, отменяющие, признающие утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащие самостоятельный предмет правового регулирования.
Налоги и сборы уплачиваются Банком России и его организациями в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации», что является явным свидетельством в пользу коммерческого характера учреждения, то почему они, в соответствии со статьями 3 и 4, наделяются столь важными для общества функциями? Так, в соответствии со статьёй 4 функциями ЦБ РФ являются:
«1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; 1.1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации; 2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; <…>; 3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования; 4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации; 4.1) осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе; 5) устанавливает правила проведения банковских операций; 6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов; 7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России; 8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их; 8.1) принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов; 9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее – банковский надзор); 9.1) осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами; 10) осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг; 10.1) осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах; 10.2) осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах; 11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России; 12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации; 13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами; 14) утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения; 14.1) утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения; 15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю; 16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации; 16.1)принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации; 16.2) организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж; 16.3) для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, формы федерального статистического наблюдения и порядок составления и предоставления респондентами первичных статистических данных по этим формам; <…>; 18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные; 18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом; 18.2) является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом; 18.3) осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком; 18.4) осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению; 18.5) организовывает оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям (далее - финансовые сообщения); 19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Статья 4.1. также гласит: «Банк России при осуществлении функций, предусмотренных федеральными законами, обязан разрабатывать и реализовывать политику по предотвращению, выявлению и управлению конфликтами интересов», что превращает ЦБ РФ важнейшего политического игрока.
Несмотря на то, что в статье 5 указывает на подотчётность Банка России ГД ФС РФ, de facto последняя отсутствует: депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации могут назначить на должность и освободить от должности Председателя Банка России только по представлению Президента Российской Федерации; назначить на должность и освободить от должности членов Совета директоров Банка России только по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации; направить и отозвать представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты; принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений только на основании предложения Национального финансового совета. Осуществление депутатами ГД ФС РФ иных функций, связанных с деятельностью ЦБ РФ (рассмотрение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и принятие по ним решений; рассмотрение годового отчета Банка России и принятие по нему решения; проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей; заслушивание докладов Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики)), де факто, также не ставит учреждение в зависимость от федерального парламента.
В статье 6 ФЗ указывается, что Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в российские и международные суды, суды иностранных государств и третейские суды, что усиливает неопределённость его политико-правого статуса: если ЦБ РФ является государственной структурой, то все вопросы его деятельности должны решаться в границах закрытой государственной корпорации – Российская Федерация, обладающей государственным суверенитетом, если ЦБ РФ является негосударственной структурой, тогда он вправе апеллировать к международным и иным судам, а его функции, касающиеся обеспечения финансово-экономического суверенитета не должны быть всеопределяющими. В противном случае, получается что Банк России лишь по названию может считаться Российским, а de facto действующим в интересах иностранных акторов.
В соответствии со статьёй 7, нормативные акты, подготовленные ЦБ РФ, обязательны для исполнения федеральными, региональными государственными органами, а также органами местного самоуправления, всеми юридическими и физическими лицами, что само по себе, как минимум, странно, так как ограничивают государственный суверенитет и, по сути, превращает Банк России в нормотворческий орган. Более того, проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России. Процедура и сроки предоставления заключения на проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных исполнительных органов Банком России не установлена законодательно. Несмотря на то, что ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» позволяет обжаловать нормативные акты Банка России в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных государственных органов, автору не известны подобного рода действия в политической практике.
В соответствии со статьёй 8, Банк России не вправе участвовать в капиталах страновых кредитных организаций, за исключением капиталов Сберегательного банка Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, а также на основании решения Совета директоров вправе вносить денежные средства и (или) иное имущество, включая недвижимое имущество, в качестве имущественного взноса Банка России в имущество государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов». Вместе с тем, в соответствии со статьёй 9, может участвовать в капиталах международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах и иных сферах финансового рынка, в том числе развитием сотрудничества между центральными банками и (или) соответствующими регулирующими (надзорными) органами (организациями), а также участвовать в деятельности объединений, не имеющих статуса организации (в том числе форумов, групп, комитетов).


Если ограничение участия Банка России в кредитных операциях ещё можно объяснить высокими коммерческими рисками, то как объяснить запрет Банку России предоставлять: «кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. <…>. … кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов»? Может разделением государственных органов в России? Не смешно??? ЦБ РФ, имеющий незначительный капитал в размере 3 млрд. рублей, но выполняющий важные функции в сфере финансовой политики, держатель золотовалютного запаса России ориентирован преимущественно во вне.
Независимость ЦБ РФ от российского государства проявляется во взаимодействии с правительством РФ и другими государственными органами, за исключением Президента РФ. Так, в соответствии с абзацем 2 статьи 21 Министр финансов Российской Федерации и министр экономического развития Российской Федерации или по их поручению один представитель от Министерства финансов Российской Федерации и один представитель от Министерства экономического развития Российской Федерации могут участвовать в заседаниях Совета директоров исключительно с правом совещательного голоса – «Садитесь, мы вас услышали!»
Интересно, что в соответствии со статьёй 25 ЦБ РФ предоставляет отчётность о своей деятельности, но ФЗ не предусматривает ответственности за неэффективность деятельности. В лучшем случае может последовать ответственность политическая, связанная с реакцией президента РФ, который также является азазелем в тисках государствообразующих элит и может быть ими смещён в кратчайшие сроки.
Центральный банк Российской Федерации имеет неопределённый политико-правовой статус и, по сути, представляет собой коммерческую структуру, с одной стороны, наделённую важнейшими государственными полномочиями в экономической и финансово-кредитной сферах; с другой стороны, имеющую как формальные, юридически закреплённые полномочия, так и неформальные возможности вступать в сделки с иностранными государствами, транснациональными корпорациями и иностранными финансово-промышленными группами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий