вторник, 3 сентября 2019 г.


А может пора изменить систему, кем-то названную образовательной?
Современная система образования не выдерживает никакой критики. Названная образовательной, она несовместима с образованием, потому что её продуктом являются не свободно мыслящие творческие люди, а государственные рабы, не только не желающие думать, но и сознательно ограничиваемые в самостоятельной мыслительной деятельности. По крайней мере, у меня как человека, проработавшего в «образовательной системе» более 15 лет, сложилось именно такое представление как на «лучших из лучших», поступающих в вуз, так и на «профи», из вуза выпускающихся.


В своих представлениях я не одинок: среди моих бывших коллег достаточно тех, кого тошнит от «образовательной системы», уничтожающей Человека-творца, презирающей носителя любого альтернативного взгляда на процессы, происходящие в природе и обществе. Многие из них, несмотря на патовость ситуации, продолжают работать в «системе образования», потому что «социальные лифт», в котором они застряли на одном из нижних этажей социальной пирами, гниёт медленно, позволяя привыкнуть к зловонному запаху разлагающейся совести, и они привыкают, по той простой причине, что хочется кушать; некоторых, как и меня, выставили за «дверь», потому что они хотели больше дозволенного и «мутили воду» в болоте, которое было велено называть «горной рекой»; некоторые, из числа наиболее брезгающих, ушли из «системы образования» сами.
За многолетний стаж работы в вузе у меня сложились определённые представления на то, как должна выглядеть современная система образования. Нет, не та, которая сегодня готовит для государства с помощью старых рабов рабов новых, а настоящая, что ни на есть образовательная.
1. Безгосударственная система образования
Современная система образования не может быть государственной, то есть, во-первых, основанной на государственном финансировании, привлекающем «бандерлогов» - педагогов и обучаемых, так как к профессионализму первых, предъявляет формальные критерии, лишь бы были лояльными, услужливыми, не требовали больше дозволенного; от вторых - «не требует денег». Хотя вторые, в лице своих родителей и других членов общества, за образование всё же платят «по полной» и с лихвой, содержа не только педагогов - самых бедных участников данной системы, но и огромные штаты чиновников из «системы образования», кушающих за нескольких, застрявших в лифте.
Во-вторых, безгосударственное образование – это отсутствие единых «стандартов качества», бюрократизации системы и её регулирования «сверху». Хотите «бесплатного» – кушайте с лопаты, у государства нет денег допускать вас к шведскому столу. И даже для «частных», мы накроем стол, установив стандарты качества, лицензии, плановые проверки и методические совещания – «научим как надо, а не как вам хочется». Всего этого быть не должно. Государство по своей природе стремится установить ограничения и, не мытьем, так катаньем, всегда своего добивается, только бандерлоги этого не понимают.


Безгосударственное – это не только оплаченное каждым отдельным потребителем услуги из собственного кармана, но и предъявление каждым к себе самых высоких требований, так как выбор «поставщика услуги» – частного учебного заведения или частного педагога, уже связан с наличием соответствующих знаний, необходимостью наблюдать за акторами образования, способностью анализировать и сопоставлять разные данные, делать собственные выводы и прогнозировать развитие ситуации.
2. Каждому возрасту свой уровень образования, но можно раньше и можно позже
Систему образования следует разделить на несколько уровней. Первый уровень - доначальное образование – с 3 до 7 лет. Доначальное образование осуществляют как родители, так и частные детские сады и педагоги. С этим уровнем образования справится любой взрослый адекватный человек. Самое сложное для родителей найти педагога, любящего ребёнка и способного его заинтересовать. Впрочем, данная проблема характерна для всех других уровней образования.
Второй уровень - начальное образование – с 7 до 12 лет, и третий уровень - среднее образование – с 12 до 15 лет, являются общеобязательными и должны быть предоставлены ребёнку родителями или лицами их заменяющими до достижения 12-летнего и 15-летнего возраста. Исключением являются дети с психическими отклонениями. Предоставляются родителями, частными школами и частными педагогами, в том числе и в содружестве с обучаемыми среднего уровня, которые «обучая обучаются», закрепляя ранее полученные знания.
Четвёртый уровень - полное среднее образование, как правило, предоставляется с 15 до 17-летнего возраста. Полное среднее образование не является обязательным и может быть приобретено в любом возрасте. Предоставляется частными школами и частными педагогами.
Пятый и шестой уровни образования - высшее и поствысшее двухуровневое образование, как и полное среднее образование, приобретаются в любом возрасте при наличии диплома уровня -1.
3. Бально-рейтинговая система, экзаменация и получение диплома
Образование осуществляется на бально-рейтинговой основе – любой вид деятельности обучаемого в рамках дисциплины оценивается определённым числом баллов, который устанавливается либо частным педагогом, либо коллективом частной школы.
Для перехода на средний, полный средний, высший уровень образовательной системы, обучаемый должен набрать определённый минимум баллов по каждой дисциплине. Наиболее высоко оцениваются научно-исследовательская работа, статьи в газеты и научно-популярные журналы, выступления на конференциях и т. д. Приобретение среднего, полного среднего и высшего образования предполагает наряду с набором определённого числа баллов по базовым дисциплинам, также оказание помощи педагогам в подготовке обучающихся нижестоящего уровня (-1) в объёме не менее ½ баллов от базового минимума.


Кроме того, вузовское образование (образования) предполагает написание научных рецензируемых статей, определённого объёма по профилю обучаемого, а также смежным дисциплинам (не менее ½ объёма статей по профилю обучаемого). Статьи в обязательном порядке должны включать эмпирическую часть, подготовленную под руководством кандидатов или докторов наук. Выпускной работой студента вуза должна быть монография объёмом: для студентов гуманитарного профиля - не менее 5 усл. печ. л., для студентов негуманитарного профиля - не менее - 3 усл. печ. л. Монография должна содержать рецензию руководителя оригинального исследования.
Двухуровневое поствузовское образование предполагает написание монографического исследования (исследований), определённого объёма. для кандидатов и докторов наук гуманитарного профиля - не менее 50 и 100 усл. печ. л. соответственно; для кандидатов и докторов наук негуманитарного профиля - не менее 25 и 50 усл. печ. л., соответственно.
Экзаменация в предлагаемой модели образования отсутствует. Дипломы выдаются автоматически на основании выполнения работ в соответствии с вышеперечисленными требованиями.
Конечно, никто не обязан соглашаться с моими представлениями на то, как должна выглядеть современная система образования, но если вы можете оспорить мои представления, пожалуйста, выразите свою точку зрения. Любая конструктивная критика приветствуется.

Комментариев нет:

Отправить комментарий