вторник, 20 августа 2019 г.


Свиньи, козлы и бараны: очерк по-оруэлловски

Рассматривая происходящее за окном, невольно вспоминаешь сатирическую повесть-притчу «Скотный двор», написанную Джорджем Оруэллом в начале 1940-х.
Стоит лишь немного изменить угол «преломления», тут же замечаешь большую часть постояльцев оруэлловского скотного двора. Среди домашней живности особо выделяются ненасытные свиньи-хитрецы, использующие данный им статус в личных интересах; двуликие козлы, для одних услужливые и исполнительные, а для других бодливые; бараны со стёртыми жесткой травой зубами, любящие поблеять в пустоту, продемонстрировав своё присутствие. Оруэлловский скотный двор – это не что иное, как наш социум, включающий различные социальные группы, находящиеся в постоянном конфликте и вечной борьбе. Вернее даже говорить об иллюзии борьбы, так как политический потенциал одних, несравненно ниже политического потенциала других. Прямо скажем, что первые конфликт не просто хорошо осознают, но и целенаправленно репродуцируют, опасаясь утратить место у корыта со свежим калорийным комбикормом?


Среди животных главными на скотном дворе считаются свиньи. Они принимают важные решения от имени других животных. Право избираться они получили ещё в древности, так как были всего ближе к бого-человеку и также хитры, как и их хозяин. Сначала свиньи избирались по жребию среди немногих, которых определял главный свин, наиболее близкий к хозяину. Основная обязанность главного свина заключалась в определении немногих «достойных» свиней, отвечающих воле бога-человека. Гуляя в полнолуние в загоне, главный свин называл имена своих соплеменников и всматривался в небо, которое подсказывало ему волю бога-человека. А вот и звезда упала… Затем свин выхрюкивал имена избранных свиней и животные скотного двора на них реагировали, выражая поддержку или протест. При этом большинство животных прекрасно понимало, что главный свин воплощает волю бого-человека и не поддержать названную главным свином кандидатуру равнозначно преступлению против звёзд. Так, в древние времена на скотном дворе проходили «выборы», от которых, как и сегодня, ничего не зависит, так как воплощение воли бога-человека является основным критерием их эффективности. Однако, в некоторых скотных дворах главному свину не удавалось назвать имена богоугодных свиней, но и тогда результат был предопределён  - постояльцев двора держали в загоне столько сколько было нужно для проведения эффективных выборов. Если же в состав избранных свиней попадала не угодная богу-человеку свинья, то она за пару дней становилась уже своей, такой же, как и другие свиньи – любая свинья хочет есть комбикорм с овощами и фруктами, сдобренный молочной сывороткой.


Свиньи животные нежные, но их свиная шкура намного толще чем у других животных. Они частенько придаются гедонизму, любят вывозиться в грязи, но это вряд ли может существенно повлиять на их статус, по той простой причине, что на их защите стоят рогатые козлы. Если свиньи принимают все важнейшие для животных решения, пополняющие их корыто фруктами и овощами, то козлы осуществляют в хлеву репрессивную функцию, например, бодают тех баранов, которые нарушают установленные свиньями правила «сообщества». За «правоохранительную» функцию, свиньи выбрасывают своими пятаками козлам из корыта то подгнившую морковь или свеклу, то не первой свежести капустный лист – сами не едим, а с козлами поделимся. Нередко, свиньи, несмотря на декларируемые принципы равенства и законности, позволяют козлам отнимать у баранов случайно добытый сочный побег рогоза или кусочек сладкой тыквы, закрывают глаза на их преступные действия – ведь баранов надо держать в постоянном страхе, так как именно они, как правило, составляют большую часть поголовья скотного двора, и именно от продажи их шерсти и мяса, бого-человек получает большую часть прибыли.


Бараны – животные неприхотливые и глупые. В большинстве скотных дворов они считают себя источниками власти, а когда им говорят, что они обычные бараны начинают оскорбляться. Некоторые самцы, имеющие большие загнутые рога, от злости даже ударяют лбом забор загона или стену овчарни, чтобы все видели кто хозяин на скотном дворе. Но бого-человека, свиней и козлов агрессивное поведение баранов только веселит. Иногда они сами, подкармливают некоторых баранов, устраивающих политические шоу. И бого-человек, и свиньи, и козлы, прекрасно знают, что агрессивные бараны первым делом увидят противника в равном, в том, с кем схватка приведёт к минимальным потерям. Кровопролитие в отаре бого-человек, свиньи и козлы всё же стараются не допускать, потому что кровь у всех красного цвета и есть вероятность того, что бараны это рано или поздно поймут, расставив иные акценты.
Следует заметить, что даже самые рогатые бараны не расположены к кровопролитию, так как в войне нет ни побеждённых, ни победителей. Многие бараны предпочитают отстаивать свои права другими, но такими же, безрезультативными способами. Первый из них, мы уже назвали – участвовать в выборе свиней. Это самый древний способ защиты баранами своих прав, по сути, представляющий собой один из видов контроля свиньями за стадом – бараны выбирают свинью, которая ковыряя розовым пятаком в корыте, устанавливает правила жизни баранов – конечно, баран не должен есть фруктов и овощей, для него это несомненный вред и опасность, фрукты и овощи должны отдаваться для поедания свиньям, тем более, если они спелые и сочные, то есть наиболее вредные. Это закон, а закон, как известно, следует соблюдать! Этот способ защиты баранами своих интересов свиньи называют самым цивилизованным и самым прогрессивным. Бараны, конечно, со свиньями соглашаются.
Второй способ защиты – акции протеста. Если в урожайный на фрукты и овощи сезон практически весь корм бараны отдали свиньям, а вода в поилке зацвела, им, уже по праву, дарованному бого-человеком, разрешается блеять, требовать сена, пусть даже немного заплесневевшего, и смены воды. Но до бога человека очень высоко-далеко и так получается, что даже громкое блеяние баранов бого-человек не всегда слышит, поэтому часто к вечеру бараны просто разбредаются. Известно совсем немного скотных дворов, когда требования баранов становились программой действий свиней, да и то такие случаи исключения из правил.
Третий способ защиты баранами своих интересов - апелляция к свиньям. Надо признать, что иногда этот способ даёт результаты, но есть но – свиньи не бараны, а свинья свинье не просто друг, но и товарищ, и брат, и сестра, и кум, и сват. Даже рассматривая жалобы одних баранов на других, свинья всегда думает о корыте и корпоративной этике.
Других способов защиты своих интересов баранов практически не известно, да и нет у них желания менять привычный порядок вещей. Вот такой он скотный двор.

Комментариев нет:

Отправить комментарий