суббота, 14 ноября 2020 г.

 


Евгений Трофимов: «Создание Лаборатории политологического анализа – это скачок в будущее!»

Пару дней назад мне на глаза попался небольшой пост в «Фейсбук», рассказывающий о проекте под названием «Лаборатория политологического анализа». В посте шла речь о подготовке научных сотрудников в области политологии, которыми могут стать даже старшеклассники. Проект меня заинтересовал, поэтому я решила связаться с его основателем, кандидатом политических наук, доцентом Евгением Александровичем Трофимовым и задать ему несколько вопросов.

- Евгений Александрович, здравствуйте. Расскажите, пожалуйста, о цели создания Лаборатории политологического анализа.

- Цель создания Лаборатории политологического анализа заключается в политологическом просвещении населения, подготовке независимых от государства и его сателлитов политологов без диплома государственного образца, если хотите, граждан-суверенов, способных принимать самостоятельные решения и нести за них персональную ответственность.

- А зачем нашему обществу политологи? Стране не хватает специалистов рабочих специальностей, а юристов, политологов, экономистов, философов, по-моему, предостаточно.

- Конечно, наше общество, в принципе, как и любое другое, особенное. Ему, а вернее государству, нужны те, кто будет механически выполнять тяжёлую работу, а государство будет за них думать, принимать важнейшие для их жизни решения, заботиться о них. Не получится. Каждый гражданин должен быть и политологом, и юристом, и экономистом. Как Homo sapiens, он должен исследовать окружающий его мир, стремиться его преобразовать в соответствии со своими интересами. Этого сегодня не происходит во многом из-за того, что большинство граждан не обладают даже элементарными знаниями в сфере политических отношений.

- То есть, Вы считаете, что политологов, которых готовят российские вузы недостаточно, а политологом должен быть каждый уважающий себя человек?

- Именно так. Более того, даже выпускников политологических факультетов, я бы назвал политологами с большой натяжкой.

- А в чём проблема?

- Проблем несколько. Первая проблема заключается в том, что политология – наука уникальная, её нельзя преподавать в системе так называемого государственного образования. Как только к ней прикасается государство, она теряет свою научность и превращается в инструмент пропаганды, научность выхолащивается, свободомыслящие преподаватели изгоняются, в лучшем случае, уходят из системы «образования» сами. Яркий пример, недавний уход из РУДН доктора политических наук, профессора Николая Павловича Медведева. Государство и качественное политологическое образование, вообще, несовместимые вещи.

Вторая проблема связана с первой и восходит к политическим мифам, которые политологи вынуждены всемерно поддерживать. Мифы, в политологии занимают место аксиом и призваны сохранить сложившуюся политическую систему, законсервировать её, в то время как задача науки заключается в продвижении общества к прогрессу, как сейчас модно говорить, в очеловечивании системы, её гуманизации. Политология в сложившейся системе, к сожалению, выполняет инструментальную роль и функцию ингибитора социально-политического прогресса.

Третья проблема – отсутствие профессиональной среды. Даже, если в вузе случайно задерживается настоящий политолог, дающий студентам знания параллельно «государственному стандарту», развивающий у обучаемых критическое мышление без которого политическая наука превращается в фикцию, то всё равно подготовленные им специалисты обречены на профессиональную деградацию. Я Вам сейчас приведу один факт, рассказанный мне моими студентами-филологами китайского отделения Благовещенского госпедуниверситета: если специалиста по китайскому языку лишить практики на срок один-два года, он утратит способность общаться с китайцами на их родном языке. Политологический язык для многих сродни китайскому, тем более сейчас, когда политологию в высших образовательных учреждениях России, даже входящих в десятку лучших, заметно «подрезали», а в большинстве российских вузов о ней давно забыли. О ситуации, сложившейся в техникумах и училищах я вообще молчу – в системе среднего профессионального образования многие педагоги даже не знают с чем ассоциировать термин «политология». Ну а самое страшное, что даже в политологическом сообществе котлеты подаются вместе с мухами.

- Евгений Александрович, Вы вините в происходящем государство?

- Нет. Государство здесь ни причём, оно эффективно выполняет свою задачу по воспроизводству политически необразованных индивидуумов, потому что ими легче управлять, ограничивать их в правах, лишать перспектив, если хотите, обирать и даже снимать кожу. Вина за происходящее целиком и полностью лежит на гражданах, которые опустив голову молча принимают происходящее, а многие вообще не понимают, что происходит и даже не хотят понимать, как огня сторонятся всего, что связано с политикой.

- То есть, созданием Лаборатории политологического анализа, Вы хотите пробудить гражданственность людей, их политизировать?

- Несмотря на то, что пробуждение гражданственности – цель важная и благородная, я бы так не сказал. Лаборатория создана для просветительской, образовательной и научной деятельности, политизировать же аудиторию нам хочется меньше всего, хотя, я прекрасно понимаю то, что уйти от функции политизации нам не удастся, так как политика везде и во всём. А вот подойти к политике с «правильного угла», чтобы не «вляпаться», мы можем помочь многим, особенно подрастающему поколению, «разогреваемому» как отдельными представителями российской, так и зарубежной элиты. Фактически, задача Лаборатории заключается в том, чтобы рационализировать сознание граждан, помочь им посмотреть на политику ни через чёрные или розовые очки, а широко открытыми глазами.

- Евгений Александрович, расскажите о статусе Лаборатории, что она собой представляет? Это общественная организация или научно-исследовательский институт, зарегистрирована она или нет, кто может стать её участником?

- Участником Лаборатории может стать любой русскоговорящий человек вне зависимости от своего гражданства и места проживания, интересующийся политикой и склонный к научно-исследовательской работе. В возрастном плане – это те, кто достиг 16-летнего возраста. Могу заметить, что Лаборатория будет полезна школьникам старших классов, ориентированным на сдачу ЕГЭ по обществознанию. Признаюсь, что я противник отупляющего ЕГЭ, но подготовленный в Лаборатории лекционный курс, может существенно расширить представления слушателей-учащихся на общественные отношения, своё место в социуме, о роли тех или иных политических институтов.

Программа разработанного нами курса «Политология» во многом схожа с программой вузовского курса, но читаться она будет исходя из индивидуальных особенностей слушателя, которым может быть, как школьник, так и пенсионер. На сегодняшний день слушателями Лаборатории уже являются два одиннадцатиклассника из Подмосковья и 32-летний строитель из Амурской области, планирующий участвовать в выборах в Законодательное собрание региона.

На вопрос о статусе Лаборатории, я Вам отвечу следующим образом. Основывая Лабораторию, я руководствовался критерием независимости её участников от государства. Определить статус Лаборатории – это значит положить палец в пасть Левиафану, а зарегистрировать Лабораторию – это позволить государству откусить голову. Жертвовать собой мы не собираемся, у нас другие цели и задачи, связанные исключительно с просвещением, образованием и научно-исследовательской деятельностью. Мы не хотим играть и заигрывать с государством. Государство отдельно, мы – отдельно. Наука должна быть отделена от политики, иных вариантов быть не может. Я надеюсь, что читатели интервью - потенциальные слушатели Лаборатории поймут логику данного подхода, подхода, прямо говорю, нестандартного, в основе которого лежит не выдача диплома государственного образца, а уровень подготовки слушателей и самоподготовки научных сотрудников.

- То есть, Вы не намерены выдавать дипломы слушателям, подтверждающий уровень их подготовки?

- Дипломы, если речь идёт о дипломах государственного образца, выдавать мы не намерены и не можем этого делать, так как данный процесс полностью находится в руках государства, но каждый слушатель курса, успешно защитивший научный доклад, получит соответствующий диплом-сертификат, подтверждающий уровень его политологический знаний. Кстати, в этом дипломе-сертификате будет записано присуждённое звание «младший научный сотрудник». Уверяю вас, что уровень подготовки каждого младшего научного сотрудника нашей Лаборатории будет соответствовать уровню выпускника политологического факультета российского вуза. Если работодателя будет интересовать не «диплом государственного образца», а уровень подготовки соискателя на вакантную должность, то он обязательно обратит внимание на научных сотрудников Лаборатории. Более того, работодатель с лёгкостью сможет ознакомиться с научными трудами каждого соискателя – все работы с рецензиями будут находиться в свободном доступе сети «Интернет», а не пылиться в вузовских архивах. Принципы организации и деятельности Лаборатории - это скачок в будущее, к системе, в которой образованием и наукой занимаются педагоги и учёные, а не государство! Мы будем стремиться к тому, чтобы диплом-сертификат Лаборатории стали пропуском в жизнь для всех, кто его получит. Это наша общая задача.

- Евгений Александрович, а где могут быть задействованы научные сотрудники Лаборатории?

- Научные сотрудники Лаборатории могут быть задействованы в образовательной деятельности, связанной с преподаванием курса «Обществоведение» в школах и центрах интеллектуального развития, или оказанием консультативных услуг школьникам и студентам; в создании и организации деятельности политических партий, общественных объединений, местного самоуправления, проведении избирательных кампаний; в политической журналистике и, конечно, в науке. Научное направление для нас является приоритетным, так как оно напрямую затрагивает степень квалификации наших участников – от слушателей до главных научных сотрудников.

- А как быстро можно будет получить сертификат младшего научного сотрудника Лаборатории?

- Для получения сертификата младшего научного сотрудника нужно будет прослушать курс лекций и обсудить каждую тему с преподавателем – одним из научных сотрудников на семинарском занятии, подготовить и защитить научный доклад, оформив его в виде научной статьи для всеобщего ознакомления. Лица, имеющие политологическое образование выполнить данные требования могут в течение одной-двух недель, а для других – подготовка может занять несколько месяцев.

- Евгений Александрович, спасибо Вам за интересное интервью. Вы – нестандартно мыслящий человек. Это комплимент.

- Я понимаю. Знаете, на сайте одного из вузов меня охарактеризовали следующим образом: «Немного странный преподаватель. Сразу видно - политолог. Они все странные личности».

Спасибо, Вам. Надеюсь, что Вы станете слушателем нашей Лаборатории и увлечётесь политологией.

- До свидания.

- До свидания.

Интервью записала Ирина Лаптева

 

*****

 

Положение о Лаборатории политологического анализа

1. Лаборатория политологического анализа (далее, Лаборатория) – независимое некоммерческое объединение, созданное его участниками с целью совместного всестороннего анализа процессов в политической, а также связанной с ней других сферах общества, популяризации политологической науки и политологического образования.

2. Лаборатория не связана обязательствами с государствами, не имеет государственной регистрации, её участники выступают в качестве суверенов, руководствующихся естественными правами, принципом гуманизма, общечеловеческими ценностями.

3. Внутрикорпоративный статус участников Лаборатории определяется их личным вкладом в развитие политической науки и политологического образования. Основным критерием статусной оценки участника Лаборатории является подготовка научных публикаций. Научные публикации участников Лаборатории, а также рецензии на них, размещаются в свободном доступе в сите «Интернет», прежде всего, в социальных сетях.

4. Структура Лаборатории представлена слушателями и научными сотрудниками.

4.1. Слушатели Лаборатории – участники Лаборатории, не принимающие непосредственного участия в научно-исследовательской деятельности, осваивающие азы политологии и связанных с ней наук – юриспруденции, экономики, философии, культурологии и т.д., развивающие способности критического мышления и политологического анализа.

4.2. Научные сотрудники Лаборатории – участники Лаборатории, непосредственно включённые в научный и образовательный процесс в качестве носителей научного знания.

4.2.1. В зависимости от образовательного и научного вклада в развитие политологии, сотрудникам Лаборатории присваиваются внутрикорпоративные звания: младший научный сотрудник, научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, главный научный сотрудник.

4.2.1.1. Внутрикорпоративное звание младшего научного сотрудника присваивается слушателям Лаборатории успешно освоивших курс политологии (См. Приложение) и защитившие научный доклад, оформленный в виде научной статьи.

Решение о присвоении звания младшего научного сотрудника принимается решением не менее 5 (пяти) научных сотрудников Лаборатории.

4.2.1.2. Внутрикорпоративное звание научного сотрудника присваивается младшим научным сотрудникам Лаборатории, защитившим не менее 5 (пяти) научных докладов, оформленных в виде научных статей.

Решение о присвоении звания научного сотрудника принимается решением не менее 5 (пяти) научных сотрудников Лаборатории, находящихся в звании не ниже присваиваемой соискателю.

4.2.1.3. Внутрикорпоративное звание старшего научного сотрудника присваивается научным сотрудникам Лаборатории, защитившим не менее 10 (десяти) научных докладов, оформленных в виде научных статей.

Решение о присвоении звания старшего научного сотрудника принимается решением не менее 5 (пяти) научных сотрудников Лаборатории, находящихся в звании не ниже присваиваемой соискателю.

4.2.1.4. Внутрикорпоративное звание ведущего научного сотрудника присваивается старшим научным сотрудникам Лаборатории, защитившим не менее 15 (пятнадцати) научных докладов, оформленных в виде научных статей.

Решение о присвоении звания старшего научного сотрудника принимается решением не менее 5 (пяти) научных сотрудников Лаборатории, находящихся в звании не ниже присваиваемой соискателю.

4.2.1.5. Внутрикорпоративное звание главного научного сотрудника присваивается ведущим научным сотрудникам Лаборатории, защитившим не менее 20 (двадцати) научных докладов, оформленных в виде научных статей.

Решение о присвоении звания главного научного сотрудника принимается решением не менее 5 (пяти) научных сотрудников Лаборатории, находящихся в звании не ниже присваиваемой соискателю.

4.3. Научные сотрудники Лаборатории занимаются научно-исследовательской и образовательной деятельностью, проводят лекционные и практические занятия, дискуссионные площадки, ведут подготовку к защите нижестоящих по званию сотрудников Лаборатории.

5. Вопросы финансирования образовательной, консультативной, научной и иной деятельности решаются исключительно участниками Лаборатории в ходе межличностной коммуникации и не могут являться объектом публичной дискуссии или государственного регулирования.

6. Дискуссионные вопросы, возникающие между участниками Лаборатории регулируются путём их открытого и гласного обсуждения.

7. Межличностная коммуникация между участниками Лаборатории осуществляется на русском языке.

 

*****

Приложение.

Структура курса «Политология»

Тема 1. Политология как наука и область знания о политике.

1. Определение политологии. Возникновение и развитие политической науки.

2. Объект, предмет, методы исследования и законы политологии.

3. Задачи политологов.

4. Взаимосвязь политологов с другими учёными. Основные направления развития политической науки.

Вопросы для проверки знаний.

Проблемные вопросы по теме.

Тест.

Тема 2. Власть и политика – центральные категории политологии

1. Понятие власти и политики.

2. Структура власти и политики.

3. Основные классификации власти и политики.

4. Политика и мораль.

Вопросы для проверки знаний.

Проблемные вопросы по теме.

Тест.

Тема 3. Политическая система как важнейшая система общества

1. Понятие политической системы, её сущность.

2. Структура политической системы.

3. Классификации политических систем.

4. Основные функции политической системы.

Вопросы для проверки знаний.

Проблемные вопросы по теме.

Тест.

Тема 4. Государство как центральный элемент политической системы современного общества

1. Понятие и сущность государства.

2. Основные теории возникновения государства.

3. Форма государства: форма государственного правления, форма государственно-территориального устройства, тип государственного режима.

4. Функции государства.

Вопросы для проверки знаний.

Проблемные вопросы по теме.

Тест.

Тема 5. Политические партии, общественные и религиозные объединения в политической системе

1. Политическая партия как элемент политической системы: определение, основные признаки, структура, генезис.

2. Общественные и религиозные объединения как институты политической системы.

3. Классификации политических партий, общественных и религиозных объединений.

4. Основные функции политических партий, общественных и религиозных объединений.

Вопросы для проверки знаний.

Проблемные вопросы по теме.

Тест.

Тема 6. Личность, политические лидеры и политические элиты как субъекты политики

1. Предпосылки политической активности, политическая социализация и политическое участие.

2. Политическое лидерство. Основные теории, типологии и функции политического лидерства.

3. Понятие политической элиты. Социальная представительность, структура и типы рекрутирования элит.

Вопросы для проверки знаний.

Проблемные вопросы по теме.

Тест.

Тема 7. Политическое сознание и политическая культура

1. Природа политического сознания и его структура.

2. Политическая идеология и политическая психология как важнейшие элементы политического сознания.

3. Политическая культура: понятие, структура, основные классификации.

Вопросы для проверки знаний.

Проблемные вопросы по теме.

Тест.

Тема 8. Политические процессы, политические конфликты и кризисы политического развития

1. Понятие, структура, стадии и типология политического процесса.

2. Избирательный процесс как одна из составляющих политического процесса.

3. Политический конфликт: понятие, природа, типы, функции и пути преодоления.

4. Политический кризис. Основные виды кризиса политического развития.

Вопросы для проверки знаний.

Проблемные вопросы по теме.

Тест.

Тема 9. Мировая политика

1. Мировая политика: понятие, содержание, сущность.

2. Структура мировой политики.

3. Основные тенденции в развитии мировой политики.

Вопросы для проверки знаний.

Проблемные вопросы по теме.

Тест.

Тема 10. Политический маркетинг

1. Понятие политический маркетинг.

2. Структура политического маркетинга и его виды.

3. Политический маркетинг в избирательной кампании.

Вопросы для проверки знаний.

Проблемные вопросы по теме.

Тест.

Итоговый тест по курсу «Политология»

Итого: не менее 10 часов лекционных и не менее 10 часов практических занятий.

 

Для подготовки к занятиям каждому слушателю Лаборатории политологического анализа на электронную почту бесплатно высылается учебное пособие Е.А. Трофимов «Основы политологии». – СПб.: Лаборатория политологического анализа, 2020. 230 с.


Комментариев нет:

Отправить комментарий