Евгений
Трофимов
Как урегулировать конфликт в «мятежных республиках» Донбасса?
«В войне не бывает выигравших, только проигравшие»
Р. Чемберлен
«Война –
преступление, которое не искупается победой»
А. Франс
Несмотря на демонстрацию усилий ряда государств
по урегулированию ситуации в Донбассе, приходится констатировать, что положение
на территории «мятежных республик» остаётся напряжённым, перманентно возникает
опасность их насильственной реинтеграции в состав Украины. Силовому процессу реинтеграции
способствуют заявления различных «международных» акторов, стимулирующие милитаристские
учреждения и незаконные парамилитаристские организации Украины к «возвращению оккупированных
территорий с помощью военных операций в родную гавань». При этом мнения жителей
на них проживающих игнорируются.
Ставка на «нормандский формат», на
сегодняшний день рассматриваемый государствами-участниками как наиболее
эффективный, de facto
также
ложная. «Нормандский формат» не способствует урегулированию ситуации, так как каждый
из участников переговорного процесса преследует собственные интересы, что
собственно естественно. Немецкие элиты, участвуя в переговорах по Донбассу, демонстрируют
американским и российским элитам своё политическое влияние на материке, и
получают бонусы в решении вопросов антироссийских санкций и газовом вопросе.
Французские элиты - возможность находиться «на равных» за одним столом с представителями
немецкого истеблишмента, что придаёт им вес в глазах бунтующих избирателей. Для
представителей «омолодившейся» украинской элиты также важно находиться рядом с
мировыми игроками и использовать их в качестве щита от внутренних оппонентов.
Российскому истеблишменту также выгодно участвовать в бесполезных переговорах, демонстрируя
свою непричастность к вооружённому конфликту на территории Донбасса и поднимая
вопрос снятия антироссийских санкций. Иными словами, «нормандский формат» выгоден
государствообразующим элитам стран-участницам как инструмент решения
собственных проблем, но не является способом разрешения сложившейся в Донбассе ситуации.
Призрачность решения проблем жителей
Донецкой и Луганской областей уже ведёт к тому, что реализуя свою политическую
волю, граждане Украины, проживающие на неподконтрольных украинским элитам
территориях Донбасса, ищут выход из сложившейся ситуации в получении российского
гражданства. Последнее только усложняет урегулирование ситуации в «мятежных
республиках», ведёт к воплощению в политических практиках двойных стандартов, принципа
политической лояльности, агрессивных форм поведения, возникновению многочисленных
правовых коллизий, и, как следствие всего перечисленного, к бесправию.
После того, когда политики оправдаются перед
налогоплательщиками за неэффективность «нормандского формата» (к сожалению, для
этого потребуется один, а то и два года пустой политической трескотни) и вновь поднимется
вопрос урегулирования ситуации в Донбассе, может сработать следующая формула,
как мне представляется, более цивилизованная, по сравнению с предыдущей и
человеческая по сущности: государства, вовлечённые в миротворческий процесс, осуществят
финансирование на «мятежных» территориях местных референдумов по вопросу их нахождения
в составе Украины или выходе из неё и формированию нового странового
образования. Данный процесс должен пройти открыто и гласно с минимальным вовлечением
в него государственных должностных лиц и служащих; и, при активном участии независимых
международных наблюдателей.
В случае принятия жителями
муниципального образования Донецкой или Луганской областей на муниципальном
референдуме решения о выходе из состава Украины, украинские государствообразующие
элиты должны будет в месячный срок предоставить всем желающим гражданам Украины,
пожелавшим сохранить гражданство Украины, эквивалентное по стоимости имеющегося
имущества жильё на территории Украины, а также обеспечить их выезд с территории
нового странового образования.
В случае принятия жителями
муниципального образования на муниципальном референдуме решения о сохранении в
составе Украины, государствообразующие элиты Донецкой или Луганской областей,
соответственно, должны будут в месячный срок предоставить всем желающим отказаться
от украинского гражданства, эквивалентное по стоимости имущества жильё на
территории Донецкой или Луганской областей, соответственно, и обеспечить их выезд
с территории, переданной на основании результатов местного референдума Украине.
По истечению месячного срока на
основании результатов местных муниципальных референдумов должна быть установлена
новая страновая граница, а конфликт между двумя странами должен быть признан исчерпанным.
P.S. Миссия по урегулированию ситуации на территории Донбасса должна
быть возложена на надгосударственный общественный орган «Гражданская
миротворческая миссия в Донбассе (ГММД)», занимающийся решением организационных,
контрольных, финансовых и иных проблем, непосредственно относимых к мирному
разрешению ситуации на территории Донецкой и Луганской областей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий