Эссе о насилии: мысли
позитивно мыслящего человека;)
Считается, что насилие генетически
присуще человеку, и восходит к Первой природе (Природе). «Человек - дитя
природы», а значить насилие является его неотъемлемой частью, - заключают
многие. В действительности, это не совсем так: человек хоть и является частью Природы,
но, как известно, от всех других животных его отличает сознание, способность менять
и меняться, отделять добро от зла, чёрное от белого, формировать гармоничную
среду, в которой он и ему равные были бы счастливы. Но обо всём по порядку.
В соответствии с Первой природой,
человек как и другие живые организмы, включён в пищевые цепи, и занимает в них,
пусть и весьма условно, высшее положение. Он плотояден, что является вполне
нормальным явлением, но для него не характерен каннибализм. При этом он не только
не есть слабых, но и, нередко, относится к ним с сочувствием и стремится оказать
помощь. Стремление помочь – проявление человечности. Кстати, проявление помощи
другим характерно и для других высших животных, но скорее всего, оно существует
на уровне родительского инстинкта, в то время, как человек проявляет
человечность осознанно, относясь к другим так, как хотел бы чтобы относились к
нему, то есть в соответствии с «Золотым правилом морали».
Но всё, как известно, имеет как светлую,
так и тёмную сторону. Тёмная сторона человека заключается в том, что в отдельные
периоды, в конкретных жизненных обстоятельствах и случаях, он начинает чёрное принимать
за белое, и лишённый разума, теряет человеческое обличие, в своём развитии опускаясь
на уровни ниже, доходя в своих деятельностных проявлениях до насилия, убийства
и, даже каннибализма.
Если кто-то будет настаивать на том, что
насилие всё же является проявлением природности, и начнёт ссылаться на всеприсущий
тезис-аксиому «Каждый должен уметь себя защитить», то трезвомыслящий индивид,
объективно должен задаться вопросом: «Если бы каждый мог защитить себя от
другого, то был бы мир гармоничен?». Ответ, на него позволит понять наивность и
глупость рассуждения сторонников насилия, равно как и то, что «защита» (хотя
защита защите рознь) прямо скажем, не всегда помогает, а если она ещё и обретает
форму физической, то вполне способна породить ещё большее насилие, как
говорится в отместку, по нарастающей. Вспомните советский ералаш «… а мой папа»,
или принцип «антифортиссимо» в кратологии.
Что же первично в лишении человека
человечности, и что связывает его с насилием? Здесь имеется два варианта: первый
– во всём виновата Природа, сближающая человека с теми, кто обладает лишь
восприятием (форма отражения реальности); второй - Система, загоняющая человека
в ту первобытную Природу, из которой он стремится выйти в поисках счастья и
гармонии?
В позитивистской коннотации, и с учётом
того, что человек обладает способностью отделять «мух от котлет», ответ, как
говорится, напрашивается сам собой – именно Система делает человека
недочеловеком, наполняет его агрессией к окружающему миру, заставляет вступать
в конфликты «чтобы выжить» и, в конечном счёте, съедает его изнутри, лишая «Я»
и превращая в свой винтик.
Каждый элемент в этой Системе направлен
на лишение человека осознанности, человечности, нацелен на примитивизацию его
представлений на мир, и снижения уровня общения до «взять палку». Примитивно
мыслящему человеку так проще и понятней жить, но такая жизнь крайне опасна, и в
перспективе ведёт лишь к умножению насилия, от которого не способен оказаться
слабый. Проще говоря, очень часто душевная слабость человека, подменяется его
физической силой, несомненно, важной для жизни-существования в Системе, в
которой человек не цель, а всего лишь средство. Причём насилие в Системе
постоянно популяризируется, главным образом, косвенно, завуалировано, но,
иногда, и открыто, с призывами к ограничению равных, таких же бесправных – «Мы
лучше знаем, что вам надо! Мы вам покажем, где раки зимуют! …».
Главным поставщиком насилия, несомненно,
является государство – важнейший институт подавления человеческого; институт, который
всегда накажет виновных и изолирует их от общества; профинансирует «нужный
народу» проект, как бы указав на то, как не следует делать; по воле народных
масс, поддержит, например, «спортсменов» («Спорт – это тоже политика!»), с
целью развлечения «элиты», мутузящих друг друга на ринге; или затеет войну с «неверными»,
… И всё это, конечно же, ради благороднейшей цели - защиты простого человека –
существа бесправного и зависимого, тяготеющего к распорядителям человеческих
судеб, и, прямо скажем, молящегося им, в надежде на предоставление права
насиловать. И, естественно, «творчество» государства будет всемерно поддержано
слабыми бесправными, страждущими быть сильными, защитниками своей семьи, народа
и Родины, а, фактически, потенциальными или действующими насильниками: социологам
давно известно, что именно «силовики» всех мастей в своей деятельности
проявляют наивысшую степень интолерантности и агрессивности к представителям
других социальных групп. Зазеркалье? Нет, Система.
Если человечество пожелает сделать мир
человечней, то ему придётся решить, как минимум, две основные задачи. Первую –
лишить государство имеющихся у него монопольных «прав», и подорвав его авторитет,
превратить из указчика-распорядителя в сервисный орган; а паразитическую недоэлиту,
насилующую общество путём подмены права законом, опустить до уровня обслуги
своих интересов (лучше просто её изжить, расторгнув негласный договор с
государством и заключив реальные договора друг с другом на конституционной
основе и естественном праве). Уже сегодня каждый может отказаться от
преклонения перед государством и перестать апеллировать к нему, как минимум, в
поисках истины и защиты, которые он никогда от не получит, так как Левиафан
создан для выполнения совсем других целей. Эта же задача потребует обнуления «правозащитных»
органов - от армии и спецслужб до полиции с её придатками, которые не имеют
ничего общего с реальной защитой прав человека.
Вторая задача состоит в концептуальном изменении
каждым своих представления на защиту – не физическая сила и умение «набить лицо»
ближнему, должны стать инструментом в руках каждого, а высокий морально-нравственный
уровень человека (уже не просто человека, а Личности), человечность. Они
формируются не в спаррингах и не в рингах, а в процессе коммуникации между
индивидами, приобретения ими навыков, делающих «Золотое правило морали» «альфой
и амегой» любой деятельности. Вполне естественно, что данную коммуникацию
должны «запускать» не ставленники государства, а независимые учителя-интеллигенты,
то есть те, кого сегодня днём с огнём не сыщешь в публичном пространстве.
Сторонитесь опустившихся людей, и уж,
тем более, не уподобляйтесь им. Ну, а если вы, по своей глупости, всё же довели
ситуацию до неизбежности конфликта, постарайтесь выйти из неё без применения
насилия, уже давно ставшего частью человеконенавистнической Системы.
Нужно различать насилие и агрессию. Потребляя стейк мы косвенно совершаем насилие над животным поощряя его кошельком. Но мы не убиваем корову завидев её на горизонте.
ОтветитьУдалитьНасилие инструмент. Агрессия это та проблема которая ИМХО затрагивается в статье.
Агрессия - результат повышенных рисков существования. А риск это функция от недостатка ресурсов.
Любой новый актор ситуации привносит фактор неопределенности. Взаимодействие с ним может добавить ресурсов оппоненту а может отнять. Реакция человека на такую неопределенность базируется на ожидании негативного результата.
Что и понятно. Эволюционно человек развивался в среде ограниченного ресурса и повышенного риска. Проявив любопытство можно было остаться без головы. Прибыль от положительного исхода потерю жизни не покрывает.
Известен эффект при котором сила отрицательной эмоции от потери актива в два раза превышает силу положительной эмоции от приобретения актива такой же ценности.
Итак, при недостатке ресурсов повышаются риски существования что вызывает чувство неприятия любой неопределенности. Это может быть агрессия к незнакомому человеку, недовольство от установки вышки сотовой связи 5G или появлению любой другой инновации.
Лечится обеспечением ресурсами общества. Например работой на производствах с высокой добавленной стоимостью. Для появления подобных производств необходимо повышать уровень человеческого развития региона, политических и экономических свобод.