Гуманизм как
инструмент манипуляции
Однажды в разговоре с одним уважаемым
человеком, я столкнулся с отрицанием гуманизма как философско-политической
доктрины, которая, в моих представлениях должна была лечь в основу разрабатываемого
нами политического проекта. Сказать, что я был удивлён – ничего не сказать, так
как в моих представлениях гуманизм был связан с антропоцентризмом, человеком
как высшей ценностью. И тогда, шесть лет назад, я ещё не мог распознать
обманку.
Начнём с того, что гуманизм, как и любой
другой «изм» - это идеология, очерчивающая границы дозволенного или должного.
Выход за эти границы наказывается, что обеспечивает устанавливаемый
государством, и именно государством, порядок. Обеспечение государством
установленного порядка – суть любой идеологии, за исключением, пожалуй,
анархизма, в котором государство нуллифицируется, хотя при этом можно вполне
допускать то, что именно государство приложило руку к созданию анархизма, чтобы
взять под контроль часть индивидов, «рвущихся к самостоятельному принятию
решений». Такие индивиды опасны для государства, а, следовательно, оно, не
может оставить их за бортом своего политического контроля.
Что же касается гуманизма, то никакого
отрицания доминирующего влияния государства в нём нет, а наоборот, государство
в нём выступает как гарант порядка, ведь кто-то должен контролировать тех, кто
не в полном объёме усвоил «науку». А так как государство всегда противостоит человеку,
гуманизм – это уже обманка, призванная сохранить рабскую суть человека,
рвущегося к личностному росту и встречающему на своём пути государственные директивы
– «за красную ленту не заходить». Или как в той песне: «Туда нельзя, сюда
нельзя, никуда нельзя!».
Современные гуманисты делают ставку на
антиклерикализм, что якобы свидетельствует об его прогрессивной сущности.
Однако дело в том, что религия, наряду со страхами боязни бога, закрепляет
важные для человека принципы и ценности, по сути, являющиеся общественными, в
то время как наука, будучи подчинённая государству и корпорациям, теготеет к их
нарушению, так как в основе государства лежит наделение одних монопольными
правами, что создаёт иерархию и ставит одних в положение «неравный» по
отношению к другим, а в основе корпораций – деньги, являющиеся причиной всех
зол. Несмотря на то, что церковь – это тоже корпорация, в её деятельности присутствуют
всё-таки какие-то моральные ограничители, а в некоторых религиозных доктринах
иерархические структуры, равно как и деньги, признаются злом. Таким образом,
выступая за «прогресс», гуманисты, по сути, подрывают механизмы, обеспечивающие
стабильность нравственно-моральных норм, что ярко наблюдается сегодня – в век
развития биотехнологий.
Гуманизм, также как и другой «изм»
манипулятивен, но при этом его манипулятивность чувственная, глобальная и
всеохватывающая. Пробуждая в индивидах чувственность, вплетая в себя «основы
основ» взаимоотношений, он весьма эффективно используется для отвлечения
внимания от важнейших для «элит» процессов, которые в нужный момент можно и не
заметить: плачь ребёнка, страдающего генетическим заболеванием, вполне может
отвлечь, например, от проблемы вмешательства в геном человека, ставящей под
угрозу существование всего вида.
Гуманизм также нередко связывают с
плюрализмом, но последний также может существовать в не рамок «гуманистического
общества», которое утопично и недостижимо по сути, так как его формирование
связано с природой человека, которую, исходя из логики гуманиста, следует
подкорректировать. В общем, это не плохо, но коррекция человеческой природы, неминуемо
сводится к определённой методологии, которая всякий раз приводит к тому, что «Хотели
как лучше, а получилось как всегда». При этом гуманистические постулаты
абстракты, и не учитывают законы природы и общества, и сопряжены с
демократической идеей, правами и интересами мифического большинства, которого в
реальности не существует.
Таким образом, гуманизм, несмотря на свою
внешнюю общечеловеческую привлекательность, является эффективным инструментом
манипуляции интеллигенции и близких к ней групп, которые поражены
демократической мифологией и лишены способности к самостоятельному
политическому мышлению в силу стереотипности своего сознания. Причём,
интеллигенция и Ко, являются его «разносчиками», обеспечивающими адаптивность
государствоцентризма, его устойчивость к антропоцентрическим и близким к ним
политическим теориям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий