Аристотель как один
из основоположников государствоцентрического дискурса
Аристотель, как и многие другие государствоцентрики,
стремился растворить элиту в обществе, мол они, такие же как и большинство,
только немного лучше, так как обладают большими богатствами, равно как и наши
отцы и деды богаче нас – время, деньги, господа!
Сокрытие Аристотелем элиты под термином «государство»
позволяло ему сформировать в сознании большинства идею об её полезности, о том,
что она несёт счастье каждому: «Государство создаётся не ради того только,
чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо». То есть, элита
нужна человеку для счастья. В общем-то, и сейчас такой манипулятивный подход
является широко используемым, растворяющим серое вещество граждан до размера
грецкого ореха, и напрочь, лишающего их возможности думать и объективно
рассматривать своё положение в «стаде». Отсюда и отождествление большинством «разумных
людей» государства с народом, Родиной, страной, … лишь бы не с «элитой»,
которая обладая властными полномочиями всегда должна находиться в тени: ведь
это граждане сами управляют собой, сами себя ограничивают, лишают себя части
благ, направляя их на общественно полезные цели, и т. д. Они
самостоятельные донельзя, и свободные как боги. Если Людовик XIV заявлял: «Государство это я», то сегодня, не всякий
академик скажет, что не является частью Левиафана, контролирующего все процессы
в обществе, включая, так называемое образование.
А вот, что Аристотель пишет о качествах,
которыми должны обладать «избранные». Во-первых, «сочувствовать существующему
государственному строю». Строй же создан ради счастья, поэтому любое
несочувствие и стремление его изменить негативно отразится на жизни «свободного
гражданина». Во-вторых, «иметь большие способности к выполнению обязанностей,
сопряжённых с должностью», то есть с процессом управления. Во все времена в
сфере государственного управления признавалась политика кнута и пряника (современность
не исключение); а человеческий фактор, и сегодня не позволяет многим должностным
лицам «раскрыться», показать своё преимущество перед другими, которое уж точно
имеется. В-третьих, «отличаться добродетелью и справедливостью,
соответствующими каждому виду государственного строя». Здесь мы вообще
сталкиваемся с чем-то из ряда вон выходящего, противоречащего государственной
природе. Ведь, во-первых, государственный строй везде один и связан он с
насилием, грабежом и бандитизмом, что в корни расходится с добродетелью и
справедливостью. Но как же приятно выдавать желаемое за действительное, а
властью данной богом (по Аристотелю, статусом в семье, отцовством) наказывать
непослушных чад.
В общем, философская патриархальная
концепция государства не только не могла не нравится правящей «элите», она
возводила её до голубых небес, что и сделало Аристотеля популярным и востребованным
философом, без которого и современная наука остаётся ненаучной, «ведь об этом
говорил ещё Аристотель».
Комментариев нет:
Отправить комментарий