четверг, 6 июня 2019 г.


Под занавесом тайны

Никогда не интересовался своими корнями и вот те на …

Читая биографии советских вождей, военных, писателей ловлю себя на мысли «А ведь такая стерильная красота невозможна. Невозможно быть такими идеальными, чистыми, светлыми, примерными». Как политолог, да и как обычный человек, пытающийся разобраться в прошлом и настоящем, я прекрасно понимаю, что биографии большинства представителей авангарда КПСС «подправлены», тёмные пятна из личной жизни и жизни членов семьи удалены – народ должен знать только то, что ему разрешено знать и не задаваться никакими вопросами, подрывающими сакральность государства.


Сам я задаюсь вопросами «чистоты авангарда» не случайно, так как волей случая оказался в Курской области - на родине своего деда Носова Фёдора Ивановича. Здесь 6 мая 1917 года в небольшом селе Верхнесмородино Поныровского района Курской области он родился, а уже в 6 лет остался сиротой. Вот собственно, что мне известно о детстве деда. А ещё то, что о нём, как и о Великой Отечественной войне и своём ранении на фронте дед предпочитал не говорить, об этом говорило затянутое пулевое отверстие на левой руке в районе бицепса. Помню, что один раз спросил его о ранении и «героических сражениях» о которых нам рассказывали в школе, потом тысячу раз пожалел – тема для деда была очень тяжёлая. Дед умер в начале 2000-х в селе Волково Амурской области, в котором дед оказался по неизвестным мне причинам. Вообще Фёдор Иванович был человеком немногословным, но всегда открытым и справедливым – говорил прямо в глаза всё что думал и не боялся последствий. Иногда он выпивал, но односельчане уважали его за золотые руки и эрудицию – «Фёдор Иванович сделает, Фёдор Иванович знает». К нему шли люди за советом и за помощью, и Фёдор Иванович никому не отказывал – делал и подсказывал.
В село Волково – к маминым родителям, мы приезжали почти каждую неделю, но ночевать в там оставались крайне редко. Ночёвки всегда врезались в память, так как я оказывался рядом с легендарным дедом – фронтовиком, награждённым несколькими медалями, а быть может даже и орденом. В моей памяти запечатлены несколько случаев общения с дедом, но у всех у них есть одно общее – его погружённость в себя, в свои мысли и переживания, которые, возможно, убегали с амурских земель на другой край России, куда-то очень далеко.
И ещё я помню то, что дед любил одно имя – Женя. Именно он настоял на том, чтобы меня назвали Евгением, а потом назвали и другого его внука с фамилией Носов. Моего двоюродного брата Женьку дед особенно любил, да и Женька не отставал – боготворил деда. В начале 2000-х Женька трагически погиб, утонул в реке Зея, спасая плена из коварной амурской реки девушек-односельчанок. Одну спас, а вот вторую не смог, не хватило сил.
В Курской области, в общем-то, я оказался, случайно – так сложилась судьба. Но оказавшись здесь, я вспомнил одного курского писателя с родной для моего сердца фамилией – Евгения Ивановича Носова. Не родня ли? – этот вопрос мучает меня до сих пор. Внешнее сходство, как говорится, на лицо – небольшие глаза и большеватый нос «картошкой», выраженные носогубные складки (носовская порода (смотрите и мои фотографии!)), да и психологический портрет Евгения Ивановича, написанный А. И. Солженицыным, ничуть не отличить от портрета Фёдора Ивановича – «душевная чистота и природная недекларативная тихость: он и не претендовал отличиться перед начальством», «… был человеком очень светлым. Иногда говори ли, что он не очень общительный, не очень любит встречи. Он не любил пустословия, какой-то шумихи, пустых фраз высокопарных, за которыми ничего не стоит. Он был человеком дела, очень любил простых людей, общался с ними».


Оказавшись в Курске, я начал искать информацию о семье литератора. И как вы думаете, что я нашёл? Ничего. Причём – практически ничего я не нашёл о родителях писателя: «Отец его (Евгения Ивановича – Авт.) был потомственным ремесленником, кузнецом». И пустота… Чем её объяснить? Куряне пишут, что писателя недолюбливали местная бюрократия – Евгений Иванович говорил прямо и правду, а это не нравится власть предержащим. Это факт, знаю по себе. Но меня как политического исследователя настораживает даже не это, а прилагательные, придающие красочность биографиям и, на мой взгляд, несколько искажающие фактологию. Если он потомственный ремесленник – значит, он не связан с селом, значит не сельский, а городской, ближе к городу. Так понимать? Но зачем делаются такие «биографические» акценты? Кому они нужны и кому выгодны? Может они не случайны, и призваны отделить два мира – до и после, одну жизнь - городскую от другой - деревенской?
О чём это я? Дело в том, что в 1923 году мой дед Фёдор Иванович Носов оказался сиротой, а через два года в нескольких десятках километрах от Верхнесмородино в селе Толмачево под Курском родился российский писатель Евгений Иванович Носов. Причин сиротства не знает никто. Умерли ли родители, были ли расстреляны, бежали ли? Ничего не известно. Двадцатые годы прошлого века - это сложное для граждан новой-старой страны время. Чего только стоила коллективизация, разорение крестьянства, в том числе, и с целью достижения «индустриального скачка». Не мог ли Иван Егорович бежать с Верхнесмородино в пригород Курска и стать уже здесь «потомственным ремесленником»? Кто знает, кто знает? Но если бы такой факт стал достоянием советской общественности, то не известно, как бы он отразился на жизни Ивана Егоровича Носова и его сына - Евгения.
Конечно, всё что вы прочитали в этом небольшом эссе – моя версия, возможно даже кто-то назовёт её «фантастической», имеет право – у меня нет никаких доказательств; тем более, не упрек в адрес семьи курского писателя и не стремление разрушить светлые образы и идеалы курян о семье выдающегося земляка. Творчество умершего в 2002 году писателя Евгения Ивановича Носова в Курской области справедливо почитают, и оно заслуживает самой высокой оценки. Я тоже пишу литературные миниатюры и знаю, какой это непростой труд. С моим творчеством вы можете ознакомиться в «Блоггере» и на моей странице в ФБ в разделе «Заметки», а я попытаюсь разобраться в этой непростой истории. Удастся ли мне докопаться до правды, не уверен, но уж очень хочется её узнать!

Комментариев нет:

Отправить комментарий