Декларации прав
человека и гражданина (1789-2020):
взгляд из
Современности
Более двух веков прошло с момента принятия
Национальным учредительным собранием Французской республики Декларации прав
человека и гражданина. Включённую ЮНЕСКО в реестр «Память мира» Декларацию, и
сегодня продолжают рассматривать в качестве важнейшего политико-правового акта,
закрепляющего права человека и гражданина. К ней, наряду со Всеобщей декларацией
прав человека, обращаются и неискушённые в политике граждане, и виднейшие
политические и общественные деятели, и государства, и межгосударственные объединения.
Новая интерпретация
Декларации прав
человека и гражданина
Признавая важность Декларации прав
человека и гражданина для развития человечества в XVIII,
XIX и XX веках – во временах,
в которые была актуальна проблема самодержавного правления и неоспоримой
ценности государства; исходя из изменности политического, экономического,
социального бытия, развития политической и правовой науки в начале XXI века, считаем важным изложить Декларацию прав
человека и гражданина в интерпретации, ставящей человека и его права выше
государства с его интересами.
Статья. 1.
Люди рождаются и пребывают свободными и
равными в правах. Ни один человек, вне зависимости от осуществляемой им
деятельности, не может быть более равным и более значимым для общества, чем
другой человек. Все привилегии и преференции должны рассматриваться как вредные
для развития общества и Личности.
Редакция статьи 1 Декларации 1789 года: Люди рождаются и пребывают свободными и равными в правах. Общественные отличия могут быть основаны только на общей пользе.
Редакция статьи 1 Декларации 1789 года: Люди рождаются и пребывают свободными и равными в правах. Общественные отличия могут быть основаны только на общей пользе.
Статья
2.
Целью каждого человека, равно как и каждого
политического союза, является охрана естественных и неотъемлемых прав человека.
Эти права суть свобода, собственность, безопасность, политическое и
экономическое равенство и сопротивление угнетению.
Редакция статьи 2 Декларации 1789 года: Цель
всякого политического союза есть охрана естественных и неотъемлемых прав
человека. Эти права суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление
угнетению.
Статья 3.
Каждый человек признаётся сувереном. Государственный
суверенитет ограничен суверенитетом человека. Любой нормативный акт или
действие лица, наделённого государственными полномочиями, равно как любой
нормативный акт и действия совокупности лиц, наделённых государственными
полномочиями, может быть оспорен в судебном порядке или вынесен на референдум.
С момента подачи заявления в судебный орган или с момента заявления инициативы
проведения референдум по вопросу правового характера акта, его действие приостанавливается.
Редакция статьи 3 Декларации 1789 года: Начало
всякого суверенитета заключается, по существу, в народе. Никакое лицо, ни
совокупность лиц не может осуществлять власти, которая бы не проистекала,
положительным образом, от народа.
Статья 4.
Свобода состоит в возможности делать всё,
что не вредит другому человеку: таким образом, осуществление естественных прав
каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам
общества пользование теми же самыми правами. Эти пределы могут быть установлены
лишь нормами морали и нравственности, сформировавшимися в соответствующий
период развития общества. Государство не вправе ограничивать права человека и
гражданина даже в условиях чрезвычайной ситуации.
Редакция статьи 4 Декларации 1789 года: Свобода
состоит в возможности делать всё, что не вредит другому: таким образом,
осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми
пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же
самыми правами. Эти пределы могут быть установлены лишь Законом.
Статья
5.
Государство имеет право запрещать только
вредные для человека действия, ставящие его выше других индивидуумов. Что не запрещено
действующей в обществе моралью и нравственностью, тому нельзя препятствовать.
Любой запрет лица или группы лиц, наделённых государственными полномочиями,
может быть оспорен в судебном порядке и (или) на соответствующем референдуме. В
случае, если принятое судом или на референдуме решение подтверждает неправовой
характер решения лица, наделённого государственными полномочиями, равно как
группы лиц, наделённых государственными полномочиями, то соответствующее лицо (группа
лиц), несёт персональную ответственность за совершённое деяние.
Редакция статьи 5 Декларации 1789 года: Закон
имеет право запрещать только вредные для общества действия. Что не запрещено
Законом, тому нельзя препятствовать, и никого нельзя принуждать делать того,
чего Закон не предписывает.
Статья
6.
Государство не вправе претендовать на
выразителя общей воли. Выражением общей воли являются нормы морали и нравственности,
постоянно совершенствующиеся в процессе гражданской коммуникации.
Статья
6.1.
Совершеннолетние граждане имеют право участвовать
в формировании и деятельности государственных органов.
Рекомендуемым механизмом формирования
местных (муниципальных) органов являются свободные прямые равные альтернативные
выборы; при формировании региональных и страновых органов – косвенные выборы,
осуществляемые профессиональными коллегиями соответствующего низового уровня из
собственного состава с учётом срока осуществления полномочий претендента и
результатов предварительного электронного голосования граждан.
Обязательным условием эффективности деятельности
государственного должностного лица является возможность отзыва избравшими его на
прямых выборах избирателями или отзыва профессиональной коллегией.
Редакция статьи 6 Декларации 1789 года: Закон
есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать, лично или
через своих представителей, в его составлении. Он должен быть одинаков для
всех, покровительствует ли он или карает. Все граждане равны в его глазах и потому
имеют равный доступ ко всякому общественному сану, месту и должности, сообразно
своим способностям и без всякого иного отличия, как только по добродетелям
и талантам.
Статья
7.
Каждый вправе защищать свои права, а
также права третьих лиц, всеми способами, отвечающими нормам морали и нравственности.
Без пострадавшего, нет преступления.
Лица, принимающие противоправные решения,
равно как лица их исполняющие, подлежат наказанию. В случае, если вышестоящее
лицо, принимает противоправное решение, нижестоящее лицо обязано обратиться в
суд, в противном случае, оно становится соучастником преступления.
Человек, вина которого доказана в
судебном порядке или подтверждена результатами референдума, обязан
компенсировать ущерб пострадавшей стороне. Человек, вина которого не доказана в
судебном порядке или результатами референдума, является невиновным.
Редакция статьи 7 Декларации 1789 года: Ни
один человек не может быть подвергнут обвинению, задержанию или заключению,
иначе как в определённых Законом случаях и согласно предписанным им формам. Кто
испрашивает, изготовляет, исполняет или заставляет исполнять произвольные
приказы, подлежит наказанию; но всякий гражданин, вызываемый или задерживаемый
в силу Закона, должен немедленно повиноваться: сопротивляясь, он совершает
преступление.
Статья
8.
Граждане должны всемерно стремиться вывести
государство из сферы управления общественными процессами, оставив ему функции, которые
они не способны осуществлять на данном этапе развития общества.
Редакция статьи 8 Декларации 1789 года: Закон
должен устанавливать только строго и очевидно необходимые наказания. Никто не может
быть наказан иначе, как в силу закона, изданного и обнародованного до
совершения проступка и законным образом примененного.
Статья
9.
Государства не вправе заключать под
стражу лиц, вина которых не была доказана в судебном порядке, или которые
инициировали публичные слушания по вопросу своей виновности / невиновности.
Редакция статьи 9 Декларации 1789 года: Всякий
человек предполагается невинным до тех пор, пока он не объявлен виновным.
Посему, если будет сочтено необходимым задержать его, всякая мера строгости, не
являющаяся неизбежной для того, чтобы воспрепятствовать ему скрыться, должна
быть сурово караема Законом.
Статья
10.
Никто не должен быть беспокоим за свои политические,
религиозные и иные взгляды и убеждения.
Редакция статьи 10 Декларации 1789 года:
Никто не должен быть беспокоим за свои мнения, хотя бы религиозные, если только
обнаружение их не нарушает общественного порядка, установленного Законом.
Статья
11.
Свободная передача другим мыслей и
мнений есть одно из величайших прав человека, поэтому гражданин может свободно
говорить, писать, печатать или другим иным образом распространять информацию.
Редакция статьи 11 Декларации 1789 года:
Свободная передача другим мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав
человека; посему всякий гражданин может свободно говорить, писать, печатать,
под страхом ответственности за злоупотребление этой свободой в случаях, определённых
Законом.
Статья
12.
Гарантия прав человека и гражданина
вызывает необходимость конституционного установления максимального размера
оплаты труда государственных должностных лиц и сотрудников патронажных служб; единого
и единственного подоходного налога, не превышающего 10 процентов от дохода
гражданина; категорий лиц, не облагаемых налогом «по бедности» (как правило, с доходами
менее 3-х потребительских корзин); отмены минимального размера оплаты труда; а
также государственного образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения,
которые должны быть отданы гражданам и их объединениям.
Редакция статьи 12 Декларации 1789 года:
Гарантия прав человека и гражданина вызывает необходимость организованной
государственной силы; эта сила, таким образом, установлена в интересах всех, а
не для частной пользы тех, кому она вверена.
Статья
13.
Граждане и государства должны стремиться
к сокращению общего числа налогов и их совокупной величины, сосредоточению у
государства социальных, перераспределительных функций, функций стандартизации и
т. д.. Налоги граждан должны направляться исключительно на зарплату
государственных должностных лиц и государственных служащих, осуществление ими
своих функций, а также на содержание служебных помещений.
Редакция статьи 13 Декларации 1789 года:
Для содержания государственной силы и для расходов управления необходимы
общественные сборы; они должны быть равномерно разложены на всех граждан
соответственно их средствам.
Статья
14.
Максимальный размер налога должен быть
установлен конституционным путём.
Редакция статьи 14 Декларации 1789 года:
Все граждане имеют право удостоверяться, сами или через своих представителей в необходимости
общественных сборов, свободно давать согласие на них, следить за их употреблением
и определять их размер, основание, порядок взимания и срок существования.
Статья
15.
Государственные должностные лица не
менее чем раз в год обязаны предоставлять гражданам информацию о своей деятельности.
Редакция статьи 15 Декларации 1789 года:
Общество имеет право требовать у всякого государственного агента отчёта в его
управлении.
Статья
16.
Должностные лица законодательных,
исполнительных, судебных, прокурорских, избирательных органов должны иметь субсчета
на счёте соответствующей государственной организации, и финансироваться непосредственно
гражданами, одновременно неся перед ними персональную ответственность.
Редакция статьи 16 Декларации 1789 года:
Всякое общество, в котором не обеспечена гарантия прав и не определено
разделение властей, не имеет конституции.
Статья
17.
Граждане свободно распоряжаются своей
собственностью.
В собственности граждан может находиться
земля сельскохозяйственного назначения, включая расположенные на ней водные
объекты, площадью не более 1 гектара; а также земли несельскохозяйственного
назначения, площадью не более 0,5 гектара.
Собственность может быть отчуждена от
гражданина только с его согласия.
Распоряжение собственником своей собственностью
не подлежит налогообложению.
Редакция статьи 17 Декларации 1789 года:
Собственность, как неприкосновенное и священное право, не может быть ни у кого
отнята, иначе, как в случае, если этого очевидно требует законным образом удостоверенная
общественная необходимость, и под условием справедливого и предварительного
вознаграждения.
Статья
18.
Государства должны способствовать
предоставлению гражданам огнестрельного и иного оружия с целью самозащиты и
защиты третьих лиц, а также формированию народной армии, в мирное время осуществляющей
функции муниципальной милиции.
Автор с благодарностью отнесётся к
конструктивной критике читателей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий